Салонный бизнес сегодня пользуется большой популярностью: с каждым годом число сделок купли продажи только растет. Это не удивительно: салон красоты давно уже превратился из игрушки жены нового русского в предприятие, способное приносить стабильную прибыль. Достаточно - просто войти в Интернет, в поисковой строке набрать фразу «продажа салона красоты», чтобы убедиться в том, что на сегодняшний день существует множество различных предложений. Причем, по количеству они в полтора раза превышают число предложений о продаже кафе, ресторанов, аптек, фотолабороторий и других предприятий малого бизнеса. В чем секрет такой популярности купли-продажи салонного бизнеса в России? Стоит начать с того, что салоны красоты довольно привлекательны для частных инвесторов - тех самых людей, которые накопили достаточно денег, чтобы вложить их в прибыльное дело. Многие из них, столкнувшись с высокой волатильностью фондового рынка, а также со стагнацией рынка недвижимости, предпочитают вкладывать свободные средства в предприятия малого бизнеса, ведь по сравнению с девяностыми именно этот сегмент рынка отличается высокой рентабельностью. Во-первых, рынок салонов красоты обладает малым периодом окупаемости, в среднем, проходит примерно 1,5 года, и инвестор возвращает все вложенные средства, а это означает, что показатель доходности превышает 65% годовых. Во-вторых, на рынке салонов красоты меньше уровень конкуренции: общее число «красивых бизнесов», а это - более 3000 точек только по Москве, не может удовлетворить возникший спрос. Что такое 3 000 на 15 000 000 человек? Кроме того, их расположение весьма неравномерно: в центре - высокая концентрация, расстояние между соседними салонами может составлять менее 200 метров, на периферии же есть районы, где не то, что SPA, банальную парикмахерскую днем с огнем не найдешь. Для сравнения, в европейском городе число салонов вполне может превышать 15 000, существуют даже законодательные ограничения на создание одного салона рядом с другим. Получается, что в России спрос на услуги, предоставляемые салонами, гораздо выше, что, безусловно, влияет на рост их числа. В-третьих, по сравнению с тем же рынком продуктов питания, аптек, электротехники, для которого характерно наличие сильных брендов (примерно 50%), довлеющих над остальными игроками, в салонном бизнесе доля действительно известных брендов не превышает 20% рынка. Кроме того, развитие индустрии красоты, появление новых процедур и косметических препаратов приводит к популяризации услуг среди населения, повышает денежный приток и, как следствие, доходность бизнеса.
Статистика показывает, что в 2006 году по сравнению с 2000 годом число салонов красоты в Москве выросло более, чем в три раза. Это и понятно: растет благосостояние населения, люди тратят деньги не только на еду, товары первой необходимости и длительного пользования, но и на себя, в том числе, и на улучшение собственной внешности. Для многих, поход в салон красоты - это не просто приятное времяпровождение, это вложение денег в собственный имидж, создание собственной конкурентоспособности. Все это также ведет к тому, что число сделок купли-продажи салонов красоты превышает все другие предложения. (По данным RBC на сегодняшний день продаются 28 салонов красоты, в то время, как автосолонов и автомоек - всего 12, аптек - 18, а фотосалонов - 9). Причины продажи могут быть различны: одна из самых распространенных - это желание владельца сменить сферу деятельности, например, вложиться в недвижимость. Приобретая или создавая салон красоты, не все реально оценивают, с какими трудностями им придется столкнуться. Набор персонала, вопросы аренды, различные проверки (одно заключение СЭС чего стоит), договоренности с поставщиками и различными службами - это все отнимает большое количество времени и сил. Не всем предпринимателям по вкусу такая работа, и, со временем, люди принимают решение направить свою энергию в другое русло. Еще одна распространенная причина – переезд в другой город, или страну, - и тут уж ничего не поделаешь, приходится продавать. Женщина, владеющая салоном красоты, вполне может поменять жизненные приоритеты, решить завести ребенка и заняться домом, и в этом случае, она либо находит хорошего администратора, либо выставляет салон на продажу. Конечно, может возникнуть вопрос, почему число выставленных на продажу салонов красоты так велико, если этот бизнес пользуется столь большой популярностью. Однако, этому есть два простых объяснения: во-первых, раз количество салонов красоты растет, то, соответственно, растет и число предложений о продаже. Во-вторых, 8 лет назад рынок малого бизнеса попросту не был структурирован, никто даже не задумывался, что если возникает желание, к примеру, сменить род деятельности, или жизненная ситуация вынуждает владельца переехать в другой город, и т.д. (причины могут быть очень разными), то салон красоты можно продать. Обычно поступали так: персонал распускали, а оборудование и инструменты выставляли на продажу. И все. На этом предприятие прекращало свое существование. Теперь же выработаны схемы процедуры купли-продажи, защищающие сделку от возможного недобросовестного поведения участников, обеспечивающие безопасность и продавцу и покупателю. Кроме того, существуют определенные критерии оценки, позволяющие продать бизнес по объективной цене. Все это дает возможность продавцу «отбить» вложенные в бизнес деньги. Например, недавно был продан салон красоты не отличающийся большой прибыльностью, однако отличное месторасположение (первая линия домов, первый этаж) позволило владелице не только выгодно продать бизнес, но и прилично заработать. Повышение цивилизованности рынка, уменьшение рисков, появление квалифицированных бизнес-брокеров, наконец, элементарное знание владельцев и потенциальных покупателей о том, как лучше вести сделку, - все это приводит к тому, что доля выставленных на продажу салонов неуклонно растет. Этот непрерывный, динамичный процесс позволяет наиболее сильным инвесторам найти идеальный для них вариант, а рынку - успешно развиваться.
Компания «ГУРУС» Специально для www.SPA.su
|